Налоговые проверки как элементы борьбы с налоговыми преступлениями

Если вспомнить историю рыночной экономики, в советское время вся экономическая деятельность контролировалась государством. Следовательно, налоговые преступления если и совершались, то только физическими лицами, т.к. частных предпринимателей на тот момент не существовало. С момента появления рыночной экономики и коммерсантов, государством введен ряд статей и ограничений, касающихся всех граждан.

Стоит отметить, что налоговая нагрузка на физические и юридические лица в настоящее время колоссальная. Но еще более колоссальна часть неуплаченных налогов. По самым скромным подсчетам она составляет сейчас около 1/3 бюджета Российской Федерации. Одним из объяснений этому служит то, что с момента становления рыночной экономики, люди, не привыкшие платить налоги, всячески старались уклоняться от этой обязанности. По статистике, в конце 90-х и начале 2000-х годов если кто и платил налоги, то это были, как правило, представители среднего и крупного бизнеса.

С целью борьбы с неоплатой и несвоевременной оплатой налогов в последние несколько лет Министерством финансов, Федеральной налоговой службой и Министерством экономического развития РФ вводятся автоматизированные системы. Самая основная из них – это АСК НДС, позволяющая видеть всю цепочку контрагентов и не позволяет быть незамеченным ни одному рублю неуплаченных налогов.

То же самое параллельно произошло и с физическими лицами. Например, централизовались базы налоговой службы с базами кадастровой палаты, ПФР, соц. взносами и др. Все они путем автоматизации слились воедино, что позволяет государству легко контролировать каждое физическое лицо по всем его отчислениям.

С момента введения автоматизированных систем, началась вестись аналитика, которая позволила выявить некоторые сведения. Например, по данным 2018 года, из 6 млн. зарегистрированных в РФ юридических лиц, 95% приходится на микро-бизнес и малый бизнес, а выводят деньги через дивиденды – только 5 %. Только 12% предпринимателей платят заработную плату из расчета среднерыночной оплаты труда, а не из минимальной. Следовательно, государство вынуждено применять соответствующие меры, которые берут начало из налоговых проверок. В дальнейшем, если налоговая служба не может завершить эту проверку, ситуация может обратиться в налоговое преступление. Тем самым возможен переход от санкционных мер, которые могла предпринять налоговая, к карательным мерам правоохранительных органов, таких как возбуждение уголовного дела, условный или реальный срок.

Данные обстоятельства привели к тому, что предприниматели, работающие с НДС, после сдачи декларации все чаще стали получать письма из налоговой службы с вызовом или требованием объяснений.

На сегодняшний день налоговыми органами выявлено следующее процентное соотношение между налогоплательщиками: только 16% стоящих на учете уплачивают налоги, 54% — имеют задолженности, а 30% не платят вовсе. Но прежде, чем устранить нарушения, сперва следует их официально установить, а чтобы установить – нужно прийти к этому решению путем первостепенной камеральной или выездной проверки.

В случае камеральной проверки предпринимателя просят прийти на допрос и предоставить документы, подтверждающие контрагента. С актом проверки проверяемый может быть не согласен и имеет право обжаловать его в течение месяца. Также он может предоставить более подробную информацию. По истечении 10 дней после того, как вынесенное решение вступает в силу, оно считается доставленным. В случае установления неуплаченного налога, должнику выставляется требование оплатить недостающую сумму в бюджет в 8-дневный срок. Однако поводом для обращения в правоохранительные органы будет служить уклонение от уплаты данной задолженности сроком более 2-х месяцев. Только по истечении этого срока можно обратиться с просьбой о привлечении руководителя, бухгалтера, а также любое должностное лицо к ответственности.

Необходимо быть уверенным в правильности оформления и подлинности предоставляемых контрагентом документов. Например, в том, что именно он подписывал эти документы, т.к. возможно, что параллельно проверка проходит и у контрагента, в ходе которой у него могут запросить те же документы. Обнаружения несовпадений подписей или текстов напрямую граничит с уголовным законодательством в области подделки документов.

Налоговый орган также может вызвать на беседу по факту проверки в рамках уже возбужденного дела либо оперативно-розыскной деятельности, не связанными с самим вызванным лицом. На опросе возможно присутствие оперуполномоченного МВД. Как правило, это означает, что у налоговой службы совместно с оперативниками есть ряд вопросов по определенному контрагенту. Подобные переговоры лучше всего посещать совместно с юристом, т.к. из свидетеля или лица, располагающего какой-либо информацией, как показывает практика, легко превратиться в соучастника.

Игнорировать вызовы налоговой не рекомендуется. В большинстве случаев, при возникновении каких-либо проблем, она идет на уступки, предлагая рассрочку по уплате налога, а также давая возможность разобраться с контрагентом, а в некоторых случаях – заменить его. Это всегда приветствуется, в то время, как игнорирование приводит к недовольству налоговой службы.

Срок камеральной проверки составляет 3 месяца. Несоблюдение этого срока переходит в план предпроверочного анализа, после чего следует выездная проверка.

У вас остались вопросы?

Мы с удовольствием на них ответим. Заполните форму
и наш специалист в ближайшее время с вами
свяжется.

или можете связаться с нами по телефону: +7 (495) 280-11-03


    Нажимая на кнопку “Отправить”, я даю согласие на обработку персональных данных

    Заказать звонок

    Перезвоним в течение нескольких минут

    Добавить отзыв об услуге

      Отзыв * ФИО * Должность