Нажимая на кнопку “Отправить”, я даю согласие на обработку персональных данных
Содержание:
Обращение в суд, безусловно, является важнейшим правом граждан и организаций на защиту. Однако это не единственная, а порой и не самая эффективная возможность отстоять нарушенные или оспариваемые права. Законодательство допускает иные способы. Среди них отдельного внимания заслуживает досудебное разрешение правовых разногласий.
Пойти на уступки в споре никогда не поздно, но перемирие, достигнутое до суда, иной раз оказывается более выгодным как по деньгам, так и по времени, чем результат судебных баталий. Для многих ситуаций прямое указание на соблюдение предварительной процедуры прописано законом. В определённой степени объясняется это желанием государства снизить нагрузку на судебную систему, но есть и другой мотив. Он заключается в намерении создать подходящие для будущих истцов и ответчиков условия, позволяющие до конца раскрыть имеющийся в деле мирный потенциал. Кроме того, общий регламент досудебной процедуры можно найти в нормах права, что заранее существенно облегчает задачу оппонентам.
Основания для обязательной процедуры (претензионного порядка) предусмотрены требованиями законодательства либо договорами. Наиболее полное представление о делах, требующих доказательств того, что попытки договориться были предприняты, сформулировал Верховный суд РФ в Постановлении Пленума от 22.06.2021 г. № 18. Документ содержит наиболее полный перечень споров и соответствующие ссылки на нормативно-правовые акты, среди которых:
Практика базируется и на других правовых позициях. Так, в соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ взыскание недоимки по налогам с граждан должно начинаться с предварительного уведомления должника и выставления ему требования о погашении неуплаченной суммы.
В целом все дела, в отношении которых предусмотрено обязательное досудебное взаимодействие сторон, можно разделить на три группы:
Досудебная защита реализуется гражданами и организациями по нескольким направлениям: на основании претензии, посредством переговоров либо с привлечением третьих лиц (медиаторов, финансового омбудсмена и др.).
Претензионный порядок является базовым механизмом. Процедура урегулирования спора с помощью письменных требований экономит силы, средства и время обеих сторон, особенно в случае, когда притязания носят безусловный характер. В ряде примеров переписка способна прервать либо возобновить течение срока исковой давности (ст. 202 ГК РФ, ст. 4 АПК). Ещё одним плюсом документа является функция доказывания деловых отношений между контрагентами и признания неисполнения обязательств одним из них.
Если стороны согласились указать претензионный порядок в гражданско-правовом договоре, то сделать это нужно максимально чётко и пошагово: прописать все возможные причины досудебного обращения друг к другу и план действий, установить сроки и способы оповещения. В данном случае граждане и организации вправе руководствоваться принципом свободы ст. 421 ГК РФ, выбирая наиболее подходящий для себя регламент.
Несмотря на произвольную форму, претензия должна быть составлена в соответствии с определёнными правилами. Для того, чтобы документ получил юридическую силу, необходимо наполнить его конкретными фактами нарушений закона или договора, а также ссылками на правовые основания для выставленных требований. Исходя из характера спорного правоотношения, избирается и указывается способ восстановления нарушенного права. Формулируется предложение для противоположной стороны о способе добровольного исполнения обязательств. Документ обязательно подписывается уполномоченным лицом и датируется. Дополнительно к нему прикладываются приложения – важные для участников спора письменные сведения, способные подтвердить и детализировать требования заявителя.
Не допускаются ошибки в наименовании (ФИО) или месте нахождения (жительства) адресата. Направление претензии не по адресу ответчика является существенным процессуальным промахом, который может повлечь отказ в рассмотрении искового заявления судом, как, например, в деле № А41-39727/2017 (постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.02.2018 г.).
Направить претензию можно любым удобным способом с учётом правил ст. 165.1 ГК РФ о юридически значимых сообщениях. Отсутствие претензии и доказательств её передачи ответчику в исковых материалах является препятствием для дальнейшего урегулирования спора в суде (ст. 132 ГПК, ст. 4 и ст. 125 АПК РФ, ст. 4 КАС РФ). Получение претензии в установленном порядке создаёт для оппонента обязанность ответить на неё по существу в назначенный законом или договором срок. Таким образом, отсутствие реакции на обращение не служит основанием для признания претензионного порядка неисполненным. В суд можно обращаться на следующий день после истечения срока для ответа, указанного в направленном документе, либо получения неудовлетворительного решения в пределах того же периода.
Переговоры являются ещё одним полезным способом примирения. Превентивная роль процедуры заключается в предупреждении конфликтов до суда посредством их прямого разрешения между заинтересованными сторонами.
Вероятно ввиду добровольного характера правоотношений, законодательство ограниченно регламентирует переговорный процесс. Обмен мнениями лишь отчасти фиксируется нормативно-правовыми нормами. Однако в ряде случаев он выступает обязательным этапом. Так, на основании ст. 507 ГК РФ для стороны, уклоняющейся от урегулирования разногласий при заключении договора поставки, может наступить ответственность в виде возмещения убытков. Аналогичное последствие предусмотрено ст. 165 ГК РФ в случае уклонения от заключения договора в нотариальной форме либо от государственной регистрации сделки.
В условиях общего недостатка нормативного регулирования, включая требования к формам согласованных юридически значимых документов, практическое значение получают различного рода уведомления, свидетельства встреч и консультаций, специальные соглашения и протоколы разногласий.
Примером продуктивного использования переговоров служит:
Споры между хозяйствующими субъектами являются наиболее частым мотивом для запуска данной досудебной процедуры. Не секрет, что каждый из оппонентов старается при этом пропустить интересы противоположной стороны через призму собственной выгоды, что мешает сохранять рабочие позиции в правовом поле. Избежать подобного сценария намного проще, если привлечь к делу юристов. С профильными специалистами любая стадия переговоров проходит менее болезненно. Экспертное и аргументированное мнение является основным средством правовой защиты от недобросовестного поведения участников переговоров.
Привлечение третьих лиц (посредников) в спор также признаётся фактическим исполнением примирительной процедуры. Федеральный закон о медиации от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ определил правила взаимодействия в расширенном составе.
Во-первых, процедура возможна только с согласия всех участников конфликта.
Во-вторых, необходимо отметить такую характерную цель медиации, как выработка трезвой оценки конфликтной ситуации и поиск компромисса. Её исполнение требует участия экспертного посредника (медиатора), способного услышать каждую сторону и уравновесить противоречивые юридические позиции.
В-третьих, все важные условия проведения процедуры (состав, сроки, предмет разногласий) должны быть документально оформлены. Подтверждением медиации служат, например, договорённости сторон о прекращении предпринятых действий без достижения согласия либо заявление об отказе от участия в них (п. 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 22.06.2021 г. № 18).
Положительным аспектом является подписание итогового медиативного документа, который приобретает силу исполнительного документа после нотариального удостоверения. По сути, данное соглашение можно считать аналогом мирового соглашения.
Не случайно претензионному порядку и в ряде случаев переговорам отводится отдельное место в системе примирительных процедур. До обращения в суд спорящие стороны обязаны соблюсти установленные законом или договором правила, независимо от воли участников правоотношений. В противном случае дело может оказаться так и нерассмотренным судом. Участие какого-либо третьего, независимого лица в досудебном урегулировании спора законом также не предусмотрено, поэтому полагаться оппонентам приходится только на себя.
В некоторых случаях допускается обращение в суд без соблюдения претензионного порядка. Данное исключение формируют отдельные категории споров. Например, в арбитражном процессе соблюдение строгого порядка не требуется по основаниям, указанным в ст. 4 АПК РФ. К ним относятся дела об установлении юридически значимых фактов, о несостоятельности (банкротстве), корпоративные разногласия, спорные вопросы в рамках приказного производства и др.
Наряду с обязательными положениями закона, направленными на примирение сторон до суда, существуют добровольные внесудебные механизмы. Примером служит медиация, которая реализуется на основе добровольности воли сторон. В данном случае достижение взаимовыгодного решения допускает участие третьего лица, а процедура возможна как до обращения в суд, так и в ходе судебного разбирательства. Данные признаки являются отличительными для внесудебного взаимодействия сторон. Такие способы защиты, как медиация или третейский суд не создают сторонам препятствий для использования досудебной или судебной процедуры. Именно этот характерный признак позволяет делать осознанный выбор в пользу того или иного примирительного механизма.
Выполнить досудебный порядок – значит направить в адрес оппонента письменное обращение по сути претензии с описанием требований, расчётом сумм задолженности и компенсаций. На основании закона или договора допускается использование других примирительных процедур, например, переговоров или медиации. Эти мероприятия – не просто формальности, которые соблюдают перед обращением в суд. Их основные задачи – найти оптимальный согласованный сторонами выход из конфликтной ситуации, сэкономить десятки, а в иных случаях сотни тысяч рублей на судебных разбирательствах. Кроме того, время, репутация и добрые отношения с контрагентами в деловой среде имеют порой даже большее значение, чем деньги. Поэтому, чтобы всё это сохранить и продолжать добиваться успеха в любимом деле, нужны не только судебные рычаги воздействия на разрешение спорных ситуаций, но и иные альтернативные правовые механизмы.
У вас остались вопросы?
Мы с удовольствием на них ответим. Заполните форму
и наш специалист в ближайшее время с вами
свяжется.
или можете связаться с нами по телефону: +7 (495) 280-11-03
Заказать звонок
Перезвоним в течение нескольких минут
Добавить отзыв об услуге